"Мысли о казахских нефтяниках" или "Социал-шовинист Баранов плачет о своих иллюзиях"

"Мысли о казахских нефтяниках" или "Социал-шовинист Баранов плачет о своих иллюзиях"

Печать

Недавно в Москве прошёл митинг в поддержку бастующих казахских нефтяников (14 августа на Чистых прудах). Напомним, более трёх месяцев тысячи работников нефтедобывающих компаний запада Казахстана бастуют. Они подвергаются репрессиям вплоть до тюремных сроков и убийств.  Митинг проходил в центристском духе. Основную роль играла РКРП-РПК, пропагандируя абстрактную последовательную борьбу за дело рабочего класса и строительство оппортунистического РОТ Фронта. Несколько подсластила горькую пилюлю Женя Отто из КРИ. Она выступила за создание рабочей милиции, которая могла бы защитить от полиции и наёмников. Также она сказала о необходимости рабочего государства и плановой экономики. Но как к этому всему прийти не говорила, что указывает на более левый, но в целом центристский характер выступления. Зато Василий Кузьмин ЛФ, много говорил о революции, но как о заклинании, и сдобрил это словами «Россия просрала Казахстан», чем, наверное, порадовал российских имперцев.alt

Главными участниками митинга стали рабочие приехавшие их Казахстана. Их выступления были ещё правее ротфронтовцев. Единственной положительной тенденцией было их раскаяние в прошлой своей аполитичности. Это раскаяние на практике выразилось в выходе из правящей партии Нур Отан  и вступлении в … Народный фронт. Народный фронт - национал демократическое объединение в Казахстане.  Собственно Жанболат Мамай из народного фронта и возглавлял делегацию.

После митинга рабочие и левые активисты проследовали в штаб РКРП, где прошёл круглый стол на тему перспектив рабочей борьбы нефтяников.

Грустная, и в тоже время многое объясняющая, информация была получена на нём от рабочих.

Во-первых, вскрылась слабость организации. На вопрос чего вам больше всего не хватает, рабочие ответили, что лидеров, руководства. И это страшно. Рабочие после заключения в тюрьму Соколовой (юрист фактически участвующий в организации), убийства Жаксылыка Турбаева (кандидат в председатели профсоюза), заключения в тюрьму Акжаната Аминова (руководитель забастовки) остались с очень ослабленным руководством. Их организации изначально строились во многом стихийно, структура не была развита. Потому такая организация оказалась крайне уязвима, перед репрессиями. Стоило выбить всего 3 человека и несколько тысяч рабочих оказались, надеюсь на время, дезориентированы.  Это конечно отражает реалии полицейского режима Назарбаева, азиатчины вообще. Но именно эти две местные особенности должны были бы при правильной постановке орг. работы требовать ещё большей структурированности, ещё большей организованности и дисциплины.

Во-вторых, рабочие сообщили, что Назарбаевская власть стремится представить их забастовку в глазах остального народа Казахстана – сытой забастовкой. Режим разобщает народ, лишает, таким образом, нефтяников поддержки широких масс. Присутствовавшие на круглом столе участники, конечно, осудили такое поведение Нурсултана.

Но возможно для такого хода властей есть действительная почва? Из разговора удалось выяснить, что практически у каждого рабочего есть интернет. Что рабочие получают в пересчёте на рубли около 40 тыс. (хотя некоторые источники в интернете указывают на зарплату в 20-30 тыс.)! Конечно российские центристы начали говорить, что это мало, что цены в том районе Казахстана почти как в России, что высокий уровень безработицы и т.д. и т.п. Это при том, что средняя заработная плата в Казахстане составляет около 19 тыс. рублей. Заметим, это – не массовая, а средняя зарплата, да и то наверняка завышенная к выборам. Это значит, что казахские нефтяники, даже по самым скромным оценкам имеют больше средней заработной платы и куда больше массового дохода. Безработица же не только не приближает их к массам, но ещё сильнее отдаляет, так как наличие постоянной работы в таких условиях - привилегия!

Получается, что нефтяники в Казахстане – представляют рабочую аристократию. На такое высказывание нашлась отговорка, что раз Казахстан не империалистическая страна, то и рабочей аристократии там быть не может.  Но разве только империализм сам по себе вызывает к жизни рабочую аристократию? Рабочую аристократию, прежде всего, порождает монополизм, в некоторых случаях производство роскоши. Империализм – выражает созревание отечественных монополий, усугубляет развитие рабочей аристократии, накладывает отпечаток паразитизма в тоц или иной мере на всю нацию. Разве нефтяной рынок не монополизирован в мире? Разве нет ОПЕК? Разве огромная стоимость прокладки трубопроводов, транспортировки не усугубляет монополизацию? Кроме того нужно взглянуть и на положение самого Казахстана в мировой системе капитализма. Казахстан, безусловно, не является империалистической страной. Но настолько ли сильно он подвержен неоколонизации, подчинён иностранному капиталу?

Нефтяная отрасль Казахстана в значительной мере принадлежит иностранным инвесторам. По состоянию на 2008 год около 68% от всей нефтедобычи принадлежит иностранным компаниям (по данным википедии!). Однако 32% принадлежит государству и нац.капиталу. Более того, во многих компаниях «казмунайгаз» имеет контрольный или блокирующий пакеты. Добавим к этому, авторитарный режим, и нам должно стать понятно, что Казахстан хотя и эксплуатируется империалистами, но при этом сохраняет некоторую степень самостоятельности. Пошлины на экспорт нефти в Казахстане невысокие. В 2011 году пошлины на экспорт нефти были подняты до 40$ за тонну долларов, тогда как в РФ они составляют более 400. Разница частично компенсируется тем, Казахстан получает отчисления за недропользование.

Казахстан не только подчиняется империализмам, но и интегрируется в Российский. Так, например, в совет директоров Газпрома вошёл глава казахского госфонда "Самрук-Казына" Тимур Кулибаев. Москоммерц банк тоже обзавелся казахом в совете директоров. Казахстан вошёл в таможенный союз с РФ.

Очевидно, что в Казахстане есть условия для появления рабочей аристократии. Но с чем связана столь острая борьба нефтяников? Дело в том, что отрасль нефтедобычи в КР развивается очень быстро. С 1992 года добыча увеличилась почти в 3 раза! Это значит, что в отрасль происходит постоянный приток рабочей силы. А раз так, то и условия её найма постоянно переопределяются, не может сложиться устойчивая тред-юнионистская структура.

Те этапы, которые переживает движение нефтяников Казахстана, направленность их борьбы объясняются особенностями развития этой отросли, экономического положения рабочих. Имея относительно привилегированное положение, рабочие не желали выдвигать политических требований. И теперь, когда полицейский режим вынудил их заговорить о политике, их позиция оказалась весьма и весьма умеренной.

Вызывает удивление и смех позиция Анатолия Баранова, также присутствовавшего на круглом столе. Он ушёл почти сразу после начала мероприятия. Он задал вопрос, казахская делегация начала подробно ему отвечать. Баранов начал перебивать казахов, ему указали на недопустимость такого поведения. Он психанул и ушёл.

И вот видимо обида в нём вызрела и выплеснулась в материале «Как чужие олигархи пытаются оседлать рабочее движение». В материале он плачет над осколками своих иллюзорных взглядов на казахских рабочих, надсмехается над стремлением казахских рабочих заручиться поддержкой российского левого, рабочего движений. Он «припомнил» казахам изгнание русских. Мол, вы просите помощи, а сами нас выгоняли. Но такой взгляд – взгляд буржуазного националиста.

Вот что он пишет: «Больше 20 лет минуло с кровавого мятежа казахов против "пришлых" в июне 1989 года. Точных данных до сих пор не найти, но говорят о 400 погибших - в мятеже участвовало до 30 тысяч человек. Именно тогда с Мангышлака бежало большинство неказахского населения.»

Он говорит о мятеже против «пришлых»! Т.е. он сам фактически признаёт, что казахи находились в угнетённом состоянии, а «пришлые» господствовали! А раз так, и раз шла реставрация капитализма, создание национальных государств по-иному и не могло быть.

Дальше Баранов сердится на рабочих, которые отдались Народному Фронту Казахстана. Сердится он на «"пролетарский интернационализм" с казахским национальным колоритом» приводя цитату из интервью Жанболата Мамая. Частично и мы процитируем националистические высказывания:

«Другие этносы, желающие жить на территории государство образующей нации, должны уважать ее образ жизни. Какой смысл я вкладываю в понятие «Уважение»? Уважать - значит знать казахский язык, изучать культуру, воспринимать адекватно и с уважением наши традиции, обычаи. С момента обретения независимости около миллиона наших соотечественников вернулись на историческую родину. Большинство из них не знают русского языка. Поэтому они находятся на своей родине на позициях аутсайдеров, изгоев. Это ведь уму непостижимо. Чудовищно и кощунственно.»

Какие нехорошие люди состоят в Народном Фронт, какие они националисты. А каков сам Баранов? В материале «Руководители "диаспор" против изучения рабами русского языка» он пишет:

«- Вероятно руководство так называемых "диаспор" само не до конца понимает русский язык, - считает главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. - Ведь экзаменовать предлагается не всех гастарбайтеров, а только тех, кто претендует на вид на жительство. Почему в Америке или Европе требуется знание языка, а в России, где русский язык не просто национальный, а единственное средство межнационального общения, знать его не требуется? Вообще кому могут помешать лишние знания? И ответ очень простой - именно руководителям "диаспор" не слишком удобно знание языка "подведомственными" людьми. Не секрет, что человек, въезжающий в страну на работу без знания языка находится в полнейшей, практически рабской зависимости от "начальства" - как местного, так и из "диаспор". Естественно, что без знания языка он может претендовать только на самую черную работу - даже торговать или убирать гостиничный номер не возьмут. Но даже на самой примитивной работе - скажем, чтобы выкопать яму, для общения с гастарбайтером оказывается необходим посредник - носитель языка. Этот посредник абсолютно лишнее, паразитическое звено в трудовых отношениях, но если республики СНГ будут поставлять в Россию людей, не умеющих даже элементарно объясниться, это будет уже не рынок труда, а настоящий невольничий рынок. А нам только еще современного рабовладения не хватало... Не говоря уж о намерениях всей сельской молодежи солнечного Таджикистана перебраться на ПМЖ в Россию. Это уже точно сдвинет Россию из нынешнего неофеодализма прямиком в рабовладение. Нет уж, пусть язык учат...».

Получается такая картина, Баранов шикает на умеренных националистов страны зависящей от Российского империализма! Но мало того, так Баранов сам проводит националистические идеи относительно РФ! Т.е. то, что он считает неподобающим для неимпериалистической страны, нормально для страны империалистической! Тогда, как дело обстоит с точностью до наоборот! В Казахстане национализм может какое-то время быть относительно прогрессивным, пока он выступает против иностранного капитала, порабощающего страну, тогда как в РФ, где господствует свой империализм, национализм не может быть прогрессивным вовсе.

Мамай говоря: « взгляните на Россию. Разве вы не знаете, не слышали о фашизме в Москве? Там среди бела дня убивают узбеков, таджиков, киргизов. Это дикий русский шовинизм. Нужно с этим бороться, а не опасаться наших отечественных патриотов.», - и то ближе к истине, чем Баранов. Хотя конечно и в Казахстане революционному движению нужно осторожно взаимодействовать с «патриотами». Сегодня, когда на повестке стоит вопрос демократических свобод с ними можно сотрудничать, а завтра когда вопрос зайдёт о пролетарской революции они станут злейшими врагами.

Но чего было ждать от рабочей аристократии? Для неё, в условиях полицейской диктатуры, в зависимой стране, было вполне естественно влиться в широкий народно-демократический фронт пусть и с примесью национализма.

Каковы же перспективы борьбе нефтяников? Учитывая их изолированность и слабую организованность - не очень хорошие. Если они и добьются чего-то в условиях такой изоляции, то ещё сильнее оторвутся от масс, сдвинутся ещё правее. Правильным шагом для них было бы выдвинуть не только свои узкопрофессиональные требования, но требования, касающиеся казахского народа, пролетариата. Потребовать демократических свобод,  повышения минимальной оплаты труда, социальных гарантий. Им необходимо налаживать широкие связи с пролетарскими трудовыми коллективами. Такие действия прорвали бы стену недоверия масс, и одновременно помогли бы увидеть нефтяникам положение пролетариата. Вступив во взаимодействие с наиболее угнетёнными слоями общества, нефтяники привнесли бы им идеи организации (что принесло бы пользу уже пролетарско-революционному движению), а сами бы сдвинулись несколько влево.

НКВД

» Новости || » Москва