Войдите  



Поиск  

Банеры  

Общественный координационный совет

"Гражданская солидарность"

Левое Социалистическое Действие

ОКС «Гражданская Солидарность» (г. Сергиев Посад, Московская обл.)

Запад, западничество, левые

Запад, западничество, левые

PDFПечатьE-mail

После разгрома общедемократического движения, его остатки постепенно были приватизированы либеральными организациями и вождями, такими как «Солидарность», Навальный, Яшин, Царьков, Шендерович, «партия 5 декабря», ПАРНАС, «Яблоко» (стоит несколько особняком). Они стали наиболее заметными участниками оппозиции. Власть и либералы, в отсутствие движения трудовых масс, направили свои пропагандистские машины друг против друга, тем самым вталкивая народ в либерально-консервативный дискурс. Насаждается картина мира, в которой, если ты не за Путина, то значит за Навального что ли? И это в лучшем случае, в худшем, если ты не за Путина, то ты можешь быть за США, Госдеп, бендер и т.д.

Партии, традиционно подаваемые как оппозиционные: КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, теперь, после обострения отношений РФ со старыми империалистами, открыто воспринимаются как часть режима. После марша «народного единства» 2014, когда Неверов («ЕР»), Жириновский (ЛДПР), Миронов («СР»), Зюганов (КПРФ) держались за руки на сцене, сущность единства партий внутринационального (с натяжкой)  капитала и бюрократии, стала доступна каждому в зрительных ощущениях.

Однако  буржуазия не настолько едина, насколько того хотелось бы архитекторам режима. Значительная часть капитала осталась недовольной ухудшением отношений с «Западом», введением взаимных санкций, необходимостью полупринудительно сбывать долларовую выручку на валютных торгах в РФ. Бизнес теряет от осложнения экспорта, от частичного прекращения импорта (потери торговых сетей от падения оборота, потери производств, работающих на импортном сырье), от осложнения получения кредитов под низкий процент.

Глашатаем этого недовольства стали либералы. Западничество – вот, что стало выражением сознательного и полусознательного недовольства бизнеса сужением связей со своими иностранными партнёрами. Так, Полухин из «Новой Газеты» писал: «… действуют и наши правители, лихо ввязавшиеся в войну экономических санкций с западным миром. Мол, это вы, американцы и европейцы, должны взвешивать на аптекарских весах убытки, которые понесет бизнес, и думать о каждом голосе недовольного избирателя. Мы же будем считать не свои, а ваши потери. В России и бизнес, и население все вынесут, а кто не захочет нести — пойдет по этапу.» и «Запад еще до введения формальных санкций практически закрыл для российских корпоративных заемщиков рынки капитала. И как реагирует правительство? Спасает наш денежный рынок? Заливает его ликвидностью? Кредитует оказавшиеся в сложном положении компании? Нет, оно принимает решение оставить денежный рынок еще и без пенсионных накоплений граждан».

Но как западничество становится идеологией, завладевающей частью масс? Ведь мотивы, указанные выше для бизнеса, затрагивают в основном капитал?

Для масс западничество – это  преклонение перед более высоким уровнем жизни в Западной Европе, перед лучше развитыми правовыми институтами, перед большими свободами для гражданского общества и мелкого бизнеса, перед большими социальными гарантиями. Причём, это преклонение равно относится и к реальным особенностям стан Запада, и к иллюзорным, вымышленным или уже иссякшим особенностям.

Да ведь разве это и не правда? Разве не слышим мы про высокие зарплаты и пенсии во Франции и Германии? Разве не пишут жалобы россияне в Европейский Суд по правам человека? (более жалоб 12 тыс. в 2013 и почти 9 тыс. в 2014 году)  Разве не видим мы демонстраций, столкновений с полицией, восстаний, погромов за которые в РФ бы уже упекли бы в тюрьму лет на 20? А как же хвалёный средний класс, которого так много на Западе?

Не так давно (лет 20-25 назад) таким подобострастием к Западу пыхали десятки миллионов россиян, сейчас вместо подобострастия и уважения им в мозг проецируют ненависть и равнодушие, оскорблённую имперскую гордость.

Те же, кто не поддаётся такому проецированию «отечественных» капиталистов, но кто по-прежнему находится под влиянием буржуазии, и составляют массовую базу западничества.

Эти люди думают, что надо только лишь покаяться перед Западом, признать, что жили мы не по правде и не по совести, что ценности-то у нас были не те. Запад тогда примет нас с распростёртыми объятиями, может быть даже примет в ЕС и всё у нас будет хорошо.

Эти люди, одурманенные прозападной буржуазией, не хотят знать, что «Запад» очень разный. Что никакого единого «Запада» нет. Что есть группа империалистических стран, которые ищут, куда вложить свой капитал, где бы закабалить рабочую силу для максимальных прибылей и где бы установить торговый режим, наиболее удобный для своего экспорта. Они не хотят знать, как живётся в Мексике, Испании, Венгрии, Болгарии. Им плевать, что социальные гарантии в «старой» Европе урезаются, что государство благоденствия умерло ещё лет 35 назад, а сейчас догнивают его остатки.

Здесь надо понять, что Россия должна расплачиваться не перед империалистическим Западом, а перед угнетёнными народами, как ранее входящими в СССР, входящими в РФ (кавказские народы, киргизы, таджики, украинцы, грузины и т.д.), так и «традиционными партнёрами» (Сирия, Ангола, Лаос, некоторые страны Латинской Америки и т.д.). Надо понять, что Россия, продавая нефть, газ, некоторые высокотехнологичные товары по монополистическим ценам, эксплуатирует народы стран-покупателей, или же народы, на которые страны-покупатели перекладывают гнёт. Также нужно понимать, что в мировом масштабе россияне сами «на Западе», что разрыв с ЕС у России намного меньше, чем с Китаем или Индией. В ЕС ВВП – 32 тыс., В России  – 24 тыс., В Китае 10 тыс., В Индии – 4 тыс. долларов (всё это, конечно по ППС (паритет покупательной способности) и на душу населения).

Не так давно мне довелось посетить одну из европейских стран – Испанию. Конечно, уровень жизни там несколько выше, но не в разы. По рассказам людей, там живущих, массовая зарплата около 1000 €, статистика говорит где-то о 1500 € (http://www.ine.es/prensa/np874.pdf), но это, видимо, без учёта работающих неофициально. Высшее образование бесплатное лишь частично, так же как и медицина. Безработица в Испании составляет около 25% от трудоспособного населения, цены на товары массового потребления сопоставимы с российскими, по ряду товаров несколько больше.

При этом, хотя сам я политизирован, но совершая неполитический, а туристический маршрут, я встретил студенческую демонстрацию против приватизации института.

Важной проблемой испанской экономики является движение капитала через оффшоры, что сближает Испанию с Россией.

Улицы городов намного чище, облицовка домов опрятнее, в целом постройки и природа вокруг годов более ухожены.

Люди культурнее и отзывчивее (что отчасти может быть вызвано туристическим характером увиденного мной района Испании).

Буржуазия, правящие круги Испании ведут империалистический подкуп части населения. И ещё бы, правители, дельцы вынуждены идти на раздел сверхприбылей с частью народа, работников: иначе им не удержаться на вершине общества. Несмотря на повышенный уровень жизни части трудящихся, классовую борьбу невозможно замазать полностью, можно лишь заглушить. Да, и в «рабочих» кварталах Испании чище и лучше, чем в России, но разрыв в уровне жизни с буржуазией всё равно огромен. Да, автомобилей на 1000 человек 600, а не 300 как в России, но эти автомобили не одинаковы, не одинаково распределены между разными социальными группами. Сильные профсоюзы, всеобщие забастовки (как, например, в 2012 году), крупные реформистские в разной степени левые организации (в т.ч. новые и более радикальные, возникшие после кризиса и движения Оккупай), политическая активность масс – вот субъективная причина более высокого уровня жизни.

И если россияне, проникнутые западничеством, думают, что «там» жизнь лучше, потому, что власти честнее, добрее, бизнес ответственнее, что некие абстрактные «традиции» лучше, то им нужно сказать прямо: что, то, в чём жизнь на «Западе» и правда лучше, получено в результате борьбы, иногда борьбы не на жизнь, а на смерть (Гражданская война в Испании, революция в Германии 1918 года, восстание мая 1968 во Франции, недавние восстания в пригородах Парижа и в британских городах, всеобщие забастовки); что единственная актуальная традиция – традиция солидарной борьбы рядовых наёмных работников. Все остальные традиции в России не могут быть воспроизведены, поскольку Россия имеет иную социальную структуру и не может пройти период более или менее самостоятельного развития капитализма начиная с мелкотоварного. Этот этап вообще был смят и в первом издании капитализма, а тем более, почти полностью исключён во втором после 1991 года. Традиции, связанные с этим этапом, такие как уважение к частной собственности, подчинённость государства бизнесу, сильная гражданственность в России не могут быть развиты в полной мере.



Забавно, что западники ждут благодеяний ЕС в отношении РФ, притом, что богатство капиталов европейских стран во многом строилось на столетиях колониальной политики, а сейчас  неоколониальной империалистической политики. Даже та же «бедная» на общем фоне Западной Европы Испания, держала огромные колонии там, где находится, как сейчас говорят, Латинская Америка.

Отношения между волками могут быть либо стайные, либо сильный волк сжирает слабого. Но такого, чтобы сильный волк помогал слабому в условиях голода (капиталисты всегда голодны), такого не бывает.

Более высокий жизненный уровень, уровень культуры и развития правовых институтов в Европе, США, Японии, Канаде (в общем, в странах старого империализма) связан, в первую очередь, с а) ранним капиталистическим развитием, б) долгим капиталистическим накоплением, в) империалистической политикой, ограбляющей Латинскую Америку, Азию, Большой ближний восток, Африку и т.д., г) революционной и реформистской борьбой масс за свои интересы и права.

Россия в 90-е, народы Восточной Европы, Африки и т.д., вставшие на европейский путь развития, на путь зависимости от европейских финансовых и торговых инструментов, отчего-то не очень-то приблизились к Франции или Великобритании.

От механического перенесения права на труд в Косово, рабочие места не возникнут. От внедрения права на медицинскую помощь, кров, пищу, проблемы африканских стран не решатся. Права – это выражение достигнутого обществом уровня господства над природой, соотношения сил борющихся в обществе классов (право на жизнь новорожденного взялось не от гуманизма, а от педиатрии, право на забастовку не от доброты хозяев, а от сотен «нелегальных» забастовок, кончавшихся стычками с полицией и шрейхбрейкерами, от революционной борьбы).

Для того чтобы уровень жизни трудовых слоёв в РФ повысился нужно не заглядывать в рот европейским или американским империалистам, а нужно а) выбить из буржуев удерживаемую ими прибавочную стоимость, нужно выбить право на внезапную забастовку, право на любую забастовку (упразднить вовсе понятие незаконной забастовки), нужно выбить полностью бесплатную медицину и образование, а лучше добиться пролетарской власти, б) нарастить производство материальных и нематериальных благ. Нужно, чтобы строилось больше домов, тогда право на жильё будет реальным. Нужно, чтобы больше строилось яслей, детских садиков, доступных заведений общепита, тогда равноправие женщины может быть приближено. Нужно, создавать больше рабочих мест, тогда право на труд не будет фикцией.

Либералы-западники же вызывают законную ненависть у значительной части населения, которая уже успела наесться веры в правовой фетиш и «Западный Путь», о котором ему вещали с самой перестройки Горбачёвы, Гайдары, Ельцины, отчасти и Путин (например: «этот выбор многократно расширил границы европейского гуманизма и позволяет нам утверждать, что уже никому и никогда не удастся развернуть Россию в прошлое.» «Сегодня мы обязаны сказать, что мы отказываемся от наших стереотипов и амбиций и отныне будем совместно обеспечивать безопасность населения Европы и мира в целом.», http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/9695e666d8d897fcc3256b09003a29ab!OpenDocument Выступление В. В. Путина в Бундестаге ФРГ
Берлин, 25 сентября 2001 г.) вплоть до начала 2000-х. Под эти-то разговоры об абстрактных «правах человека» у советского народа отняли значительную часть вполне реальных прав.

Либералам нечего предложить широким массам, уже обжегшимся на западничестве прежде. Видимо, по этой причине их пропаганда столь узка, столь самозамкнута. За счёт такого положения либералы становятся куклой для битья, пугалом, на которое не устаёт показывать режим (часть предвыборной кампании Путина была выстроена в СМИ как спасение России от «болотной» заразы). Крайние западники в своей агитации не обращаются к темам, интересующим массы, таким как низкие зарплаты и пенсии, коммерциализация социальной сферы, ухудшение трудового законодательства. Вся их пропаганда сосредоточена либо на вопросах, прежде всего, интересующих буржуазию: коррупция, высокие налоги для бизнеса, рейдерство; либо на вопросах, интересных для сознательных оппозиционеров: урезание свободы собраний, свободы слова, глупость власти. В рядах либералов царит презумпция виновности власти, когда любое действие можно подавать как вредное, не утруждая себя достаточным обоснованием. Например, проведение Олимпиады в России была заклеймено либералами с самого начала, когда ещё не было отъёма земли у сочинцев, когда ещё не были распилены миллиарды. Совершенно нейтральные с точки зрения обывателя вещи подаются в оскорбительном виде, как, например, посещение Путиным экозаповедников или его отношения с женой. Апофеозом идейной эволюции либералов западников становится лозунг «Путин – х**ло!». Идейная смерть либерализма демонстрируется их надеждой на физиологическую смерть Путина во время его недельного отсутствия. Иногда складывается ощущение, что консерваторы в России культурнее, нежели либералы, особенно когда либеральные посылы начинает раздавать Шнур и Макаревич. Им нечего предложить, сделать они ничего тоже не могут, либералы-западники могут только ненавидеть вату и надеяться на раскол элит. Им остаётся надеяться, что российский чиновнический олигархат захочет-таки вернуться в стаю западных империализмов, а они станут тараном в его руках при «штурме» кремля.

Либералы-западники – это естественный продукт развития капитализма и идеологий на постсоветском пространстве, и хотя они заблуждаются, но корни их заблуждений ясны и связаны с их классовыми интересами или странами, где идеология либерализма сильнее, нежели в РФ. Зато с западниками-леваками (ЛевСД, отчасти КРИ, РСД, «Манифест») всё менее прямолинейно, но более комично.

Они, парадируя непролетарско-левую наиболее подкупленных стран, переносят сюда их правовую повестку. В стране, где миллионы трудящихся работают в чёрную или серую, где большинство получает менее 20 тыс. рублей в месяц ttp://www.gks.ru/free.. , где техника безопасности соблюдается лишь в порядке исключения при проверке свыше, где за садики нужно давать взятки, медицина и образование всё больше коммерциализируются, в этой-то стране они ставят во главу угла формальные права гомосексуалистов, животных и т.п. Почему-то различные трудовые права, права на социальное обеспечение их интересуют не так сильно, по ним они почему-то не хотят проводить скандальных, радикальных акций.

Ещё смешнее, как некоторые из этих левых готовы стелиться перед западными империализмами. Например, в ЛевСД или в группе «Манифест» есть сообщества, которые на полном серьёзе считают, что ассоциация с ЕС будет благом для трудящихся Украины, что в Украине вовсе и не сталкивались интересы российского империализма и интегрального империализма ЕС. Некоторым из них вообще нет дела до империалистического угнетения, развития украинской нации и пролетариата, им важно, что ЕС будет насаждать там свою правовую систему!

Украинцам с средней зарплатой в 135 € чего больше всего не хватает? Конечно, прав секс-меньшинств или животных! А уж если где-нибудь закрепить у них право на жильё, так им и рост коммунальных платежей будет нипочём! (Кстати, единственное из заявлений ЛевСД по Украине, где оно в своём величие, переступив через голову украинцев, использует глагол "требовать", как раз о правах ЛГБТ)

Чего уж там, в вышеупомянутых организациях есть фракции, поддерживающие репрессивные законы о декоммунизации в Украине. А как же, страна в Европу идёт!

Либералы тут, конечно, не сильно отличаются, только вместо проблем ЛГБТ они на первый план ставят в своём западном дискурсе борьбу с чекистами, коррупцией и притеснением честных бизнесменов.

Зачастую и западники либералы и западники левые выступают против всяких попыток реальной, производственной модернизации России. Мол, раз мы ничего так и не научились хорошо производить, то и не нужно. Вон, посмотрите, какие хорошие «яблочные» товары, посмотрите на «интеловские» компьютеры, а теперь посмотрите на убогие «Эльбрусы», на голимые «Лады-калины» и т.д. и т.п. Мол, ничего и не надо, будем дальше нефть гнать. А то, что относительно высокий уровень жизни на западе держится на производстве (на технологиях производства, на владении производством в других странах, на кредитовании производства, в конце концов), и что никак нельзя развить производство, не производя на начальных этапах товаров худшего качества, нежели лидеры, – это их не косёт. В некоторых случаях борьба с модернизацией обличается в форму экологического движения, когда, например, ради нескольких маленьких деревень пытаются поставить крест на ЦКАДе, который обеспечит сотни тысяч людей работой в логистических центрах, ускорит торговые связи как внутри России, так и в Евразии. Да и зачем строить эти дороги? Всё равно, в нашем государстве всё разворуют, не Запад же.

Конечно, сейчас нужно бороться с шовинизмом, поддержкой империализма, проникшими в массы и захватившими часть из них. Но бороться с ними нужно, указывая на неудовлетворительные условия жизни в РФ, а не на «медовые реки» на «Западе». Нужно указывать на подлости и мерзости российской действительности, внешней политики, когда, она ведёт необъявленную гибридную войну против Украины. Когда она скрытно отправляет своих солдат на порабощение братского народа. Когда под предлогом спасения Украины от ЕС российский режим парализует и губит украинскую экономику через разрушение Донбасса, через экономическую блокаду. Но ни в коем случае нельзя воспевать «Запад», который преследует, в основном, те же цели, что и путинский режим (экономическое подчинение Украины, защита инвестиций). Нельзя воспевать «Запад», который делает то же самое, только более тонко и чисто.

Прогрессивная борьба, развитие устойчиво и глубоко могут идти, если они коренятся в самих массах. Всё намного сложнее, противоречие, а иногда и бесплодно, если развитие насаждается сверху под копирку с других стран и не опирается на глубинные процессы в народе (например, Реформы Петра I, Столыпина).

Восстания Болотникова, Разина, Пугачёва коренились в потребностях свободного развития земледельческих масс, угнетённом положении городских низов, в недовольстве феодальными порядками. Они охватили Россию, вышли из жизни, увлекая миллионы на войны, и вошли в душу народа. До сих пор песни о восстаниях, деятелях этих войн остаются народными «Из-за острова на стрежень, На простор речной волны Выплывают расписные Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин …», «Как во темнице, во тюремище, Сидел добрый молодец, Добрый молодец Емельян Пугачёв!» . Декабристы же пытались совершить переворот, они были вдохновлены «Западом» после похода русской армии по Европе, их борьба не вбирала чаяния угнетённых, движение народа. В итоге они оказались изолированы от потенциальной социальной базы со своей жалкой кучкой и 2,5 полками, лидеры их были казнены (Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол).

Большевики же, хотя вели свою традицию от западного социал-демократического движения, вождей коммунизма, от Маркса, Энгельса, от европейского рабочего движения, вообще были укоренены в российском народе.

Большевики, по форме, были западниками, но они были западниками лишь в том смысле, что развитие капитализма пришло с «Запада» и многие формы борьбы возникающего пролетариата также были заимствованы на «Западе».

«Накидывались ли они когда-нибудь на наследство, завещавшее нам европейские идеалы вообще? — Не только не накидывались, а, напротив, народников изобличали, что они вместо общеевропейских идеалов сочиняют по многим весьма важным вопросам всякие самобытные благоглупости.» - Ленин, «От какого наследства мы отказываемся?» И, в то же время, Ленин пишет: «Всякий понимает, что слова П. Л. Лаврова, будто “деятельность Запада служит для русских социал-демократов безусловным образцом”, являются не больше, как полемической выходкой, а что на самом деле никогда русские социал-демократы не забывали о наших политических условиях, никогда не мечтали о возможности создать в России открыто рабочую партию, никогда не отделяли задачи борьбы за социализм от задачи борьбы за политическую свободу. Но они думали всегда и продолжают думать, что эту борьбу должны вести не заговорщики, а революционная партия, опирающаяся на рабочее движение», - «Задачи русских социал-демократов».

Большевики, по-марксистски изучив крестьянскую, отсталую, с пережитками феодализма, но уже капиталистическую Россию, выдвинули программу революции, соответствующую потребностям именно эксплуатируемых классов.

Сейчас же капитализм вступил в фазу монополизма, загнивания и отрицания себя. И запад в этом деле продвинулся отчасти дальше России. А раз революционно-пролетарской силы там не сложилось, раз революционные традиции там были потеряны, то и местные левочки в массе там отражают именно это загнивание. Потому учиться, брать пример с современно западного левого мейнстрима (типа КРИ, Die Linke, Сиризы, Militant) не только поздно минимум лет на 100-150, но и чрезвычайно вредно. Хотя, конечно, наверняка, на западе есть группы, которые проводят интересы пролетариата вопреки загниванию, вопреки общему разложению и реформизму. Вот их-то опыт, если таковой будет обнаружен, стоит исследовать и использовать. Однако важнее обратить внимание на опыт восточных пролетарских движений.

Западничество сегодня в России – это своего рода ксенопатриотизм. Это патриотизм мелкой буржуазии в отношении тех отечеств, где о ней, не в пример России, больше заботятся. Западничество – это идеология капитала, желающего находиться в союзе с западными империализмами. В тоже время, в России западничество мертво, т.к., во-первых, массы наелись историй про «западный путь» в конце 80-х, 90-е, во-вторых, мелкая буржуазия мала и слаба, а крупный капитал имеет серьёзные противоречия с «Западом».

Нам же, левым, ориентирующимся на пролетариат, работающим на пролетарскую революцию, нечему учиться у западного левого мейнстрима. Однако это никак не отрицает того, что идеи солидарности, уважения к человеку, свободы, идеи пролетарской диктатуры, возникшие  на Западе, когда он ещё был локомотивом развития человечества, для нас по-прежнему остаются базовыми.


НКВД

   
| Суббота, 29. Апреля 2017 || Designed by: LernVid.com |
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval