Войдите  



Поиск  

Банеры  

Общественный координационный совет

"Гражданская солидарность"

Левое Социалистическое Действие

ОКС «Гражданская Солидарность» (г. Сергиев Посад, Московская обл.)

Логика социальных сетей, разложение и задачи коммунистов

Логика социальных сетей, разложение и задачи коммунистов

PDFПечатьE-mail

Более половины совершеннолетних россиян регулярно пользуется интернетом. Десятки миллионов человек в России пользуются социальными сетями: около 80- 90%  пользователей интернета имеют аккаунты в социальных сетях.  Так, только месячная аудитория  ВК составляет более 50 млн. человек, не говоря об общем количестве пользователей вместе с другими соц. сетями, такими как Одноклассники, Фейсбук, Мой мир. Фактически они стали важной составляющей жизни для большой части экономически и политически активного населения. Перспективы роста социальных сетей ещё велики, в принципе, количество пользователей социальных сетей будет стремиться к численности населения, поскольку новые поколения интегрируются поголовно, а консервативные старые сходят со сцены.









Соц.сети являются инструментом коммуникации, организации, средством времяпрепровождения. Безусловно, они расширяют возможности общения, ускоряют процессы обмена медиаконтентом, информацией. Медиаконтент представляет совокупность материалов в виде текста, картинок, видео, аудио.

В отличие от просто пользования интернетом, соц.сети фактически создают для каждого интернет-представительство. При этом пользователь становится не только субъектом коммуникации и активным реципиентом медиа, выбирающим её источники (выбирающим, какие сайты посещать), но и пассивным объектом, который, просматривая ленту новостей, полагается на вкус своих "друзей", контент групп в которые когда-то вступил. Вместе с этим усиливается ретранслятивная и транслятивная функции. Т.е. практически каждый человек может стать не только пассивным коммуникантом, но и активным коммуникатором.

В общем, возрастают возможности, как для пассивного приёма медиа, так и для её передачи. Однако, поскольку большинство не способно к производству значимой медиа и недостаточно целеустремлено для постоянной и сознательной ретрансляции подходящей, преобладает расширение пассивного приёма. Это вполне объяснимо с т.з. общественной эффективности. Поскольку возрастает скорость и объём обмениваемой медиа, возрастает и конкуренция. Таким образом, когда потенциально миллионы медиа могут столкнуться в борьбе за распространение, то распространяются десятки, но миллионными тиражами. Такая конкуренция - это всё равно, что борьба профессиональных художников с дошколятами на выставке городских пейзажей. Каждый мог бы выложить фотографию или рисунок своего кота, но с огромной вероятностью распространяться будет рисунок художника, изображение от фотографа (причём в случае, если кот делает что-то необычное).

Возникает и обратная тенденция. Раз стёрлись горизонтальные границы конкуренции медиа, и новички вынуждены конкурировать с профессионалами в ИЗО, прозе и стихах, съёмке видео, музыке и т.д., а социальная активность ищет выхода, возникают вертикальные границы. Люди делятся по интересующим их темам. Естественно выходит, что при сильном дроблении остаётся мало профессионалов в сообществе, так, что новички могут рассчитывать на внимание к своему творчеству.

Однако нас интересуют стороны развития социальных сетей, связанные с политической деятельностью, распространением наших идей. Положительные стороны, возможности соц.сетей очевидны, а вот опасности, отрицательные стороны стоят как невидимки на нашем пути, они как мифические духи могут овладевать нами и уводить в сторону.

Разложение по форме

Пользование соц.сетями ведёт к деградации массового уровня общения, как в смысле уровня аргументации, так и в смысле уровня культуры. Почему так происходит?

Во-первых, социальные сети расширяют круг личного общения и, опосредуя это общение, создают условия почти полной безнаказанности. Ясно, что тролли не будет указывать реального адреса. Они могут посылать всех матом направо и налево, «е**ть мамку», писать всякий бред только ради лузлов и оставаться совершенно безнаказанными, недосягаемыми.

Во-вторых, безнаказанность идёт рука об руку с безответственностью, когда можно обещать что угодно, и ничего не выполнять (на словах ты Лев Толстой, а на деле х.. простой).


Вместе это порождает тотальный цинизм. Это состояние поддерживается и второстепенными свойствами сети. Например, в наиболее посещаемых сетях есть лайки, но нет дизлайков. Это означает, что автор поста стремится не к тому, чтобы охватить свою аудиторию и изложить полезный для неё материал в удобном виде (потенциальное развитие тенденции на дробление по темам). Автор стремится к тому, чтобы охватить как можно большую аудиторию наиболее универсальным материалом для лайка и репоста (тенденция на сужение производителей медиа за счёт ликвидации горизонтальных границ). При этом, вполне очевидно, что посты высокой культуры (духовной и технической), поскольку они специализированы, соберут меньше лайков, чем посты с котятами и голыми бабами, хотя при этом если бы была возможность ставить дизлайки, "высокие" посты имели бы положительную «карму», а «низкие» посты могли бы иметь отрицательную.

Стремление освободить от ответственности пользователя дошло в некоторых социальных сетях до маразма. В ВК, например, сообщение на стене можно удалить и редактировать после того, как на него уже ответил собеседник. Т.о. можно говорить, что угодно, а собеседник никогда не докажет этого. Нет, конечно, полиция-то теперь может получать доступ к переписке, личным данным (видимо, к удалённым сообщениям тоже), но полиция будет заниматься лишь тем, что сочтёт опасным для режима, буржуазного порядка. Тем временем среда безнаказанности и безответственности разлагает культуру общения. Сохранность написанного – вот составляющая роста уровня беседы; идентификация собеседника – вторая составляющая; солидарность морали – третья составляющая. Вместе они  достаточны для роста культуры общения. В социальных сетях, особенно в ВК, все эти 3 столба подорваны.

Образ неуловимого анонимуса, бесстрашно оглашающего правду и подтрунивающего над всякого рода консерваторами, оборачивается к нам вторым лицом. Оно размыто, его слова безответственны, обещания ненадёжны, речь цинична, бедна и убога. Конечно, не все анонимусы таковы, но появление вторых – плата за возможность существование первых.

Разложение по содержанию

Одновременно с уродскими френдли формами, ведущими к кошачье-порнушной деградации, содержание соц.сетей определяется и контингентом. Так, ВКонтакт стал в значительной мере пристанищем для школьников, в отличие от домохозяйских Одноклассников, стариковского Моего мира и либерально-демократического Фейсбука.

И вот, поскольку среду ВК во многом образовало школиё, поскольку у школия свободного времени много, крупные паблики для достижения популярности вынуждены учитывать морально-культурный уровень учащихся, подстраиваться под него. (Вообще хорошо бы ввести ценз на участие во взрослых соц.сетях, ценз – окончания школы. Причём ценз этот может быть введён только обществом извне соц.сети, потому как соц.сеть и паблики не захотят терять аудиторию.)


Кроме того, большую относительную активность в ВК имеют безработные, социальные паразиты, мелкая буржуазия, офисные работники. Т.е. за счёт наличия большего времени непролетарские социальные группы доминируют в ВК.

(Ну, а другие социальные группы, имеющие достаточно времени, доминируют в других социальных сетях, о чём выше уже дан намёк).

Таким образом, ВК создаёт смесь из детского уровня развития и непролетарской по преимуществу аудитории. Поскольку единственными внутренними критериями успешности групп и личных страниц являются лайки, репосты, активность обсуждения, наполнение примитивизируется, всё пляшет вокруг интересов этой аудитории, её уровня развития.

Вообще складывается ситуация, которая в реальной жизни маловозможна. Люди, которые irl не стали бы общаться, в ВК вынуждены это делать. Анонимность уравнивает всех, социальный, умственный, культурный цензы на общение снимаются. Взаимодействие же межу двумя людьми, стоящими на разных уровнях умственного и культурного развития, может происходить только на уровне менее развитого (или ниже, в случае если развитие шло в разных направлениях).

Социальные сети стирают границы между различными социальными группами, как социально-классовыми, профессиональными; так и половозрастными, умственного и культурного развития. В результате образуется каша, где снижена возможность обособленной кооперации в общении между близкими по уровню и направленности развития людьми, следовательно, снижена и возможность их развития.

В таких условиях единственное, что активно развивается - пронизывающий цинизм. Только цинизм, отрицательный нигилизм (такой нигилизм, который в принципе презирает истину) и взаимные унижения могут стать универсальной интонацией общения в ВК.

Соответствуя аудитории и правилам среды, господствуют всякие «MDK» и «Ты не поверишь» в ВК, и «Всё, ок!», «Простые и вкусные рецепты» в Одноклассниках.

Визуализация восприятия, мэмы, цинизм.

В среде со сниженным уровнем культурной и интеллектуальной базы общения эмоции, чувственное восприятие приобретает большое значение. Одно и то же изображение может восприниматься в общей направленности людьми, стоящими на разном уровне умственного развития. Текст некоторой сложности, например, о фильме или животном или аксессуаре одним может быть слишком сложным, другим будет казаться идиотически простым. Также он может быть стилистически отторгнут. Изображение: фотография или рисунок куда более универсальны, люди с разным эстетическим восприятием и уровнем умственного развития могут интерпретировать несколько различно, но при достаточной однозначности изображения, они поймут общее направление одинаково. Это справедливо по большей части и для коротких анимированных изображений, музыки.

Т.о.  среда, сводящая людей разного уровня общения, ведёт к примитивизации не только через упрощение текстов, но и через вытеснение текстов (абстрактного восприятия) чувственным восприятием изображения, видео, аудио. Примитивизация идёт через замену абстрактного мышления ощущением, непосредственным восприятием.

Одним из универсальных способов общения в деградированной среде соц. сетей стали мэмы. Картинки, гифки или короткие видео, совмещающие некий зрительный образ с эмоциональным переживанием и иногда коротким описанием. Описание может несколько варьироваться в рамках типового переживания, например: «то чувство, когда сдал экзамен», «когда трахнул бабу без презерватива, а она не залетела» и т.д. и т.п.

Огромное распространение получили мэмы из «Зелёного слоника», «Беспредела». Последнее есть прогрессивный советский фильм о борьбе против блатных и эксплуатации на зоне. Однако пройдя через имадж борды, смысл «Беспредела» был перевёрнут с ног на голову: Филателист стал негативным мемом, а Пистон героизировался. Многие же мэмы образованы от выражений лица или эмоциональных жестов буржуазных поп-звёзд, типа Роберта Дауни мл., Джеки Чана, Магуайра Тоби.

Левые при этом плетутся в хвосте, их мэмы - в основном это интерпретация уже существующих.

Ещё пару слов о цинизме. Цинизм наравне с упрощением и сенситизацией унифицирует культурную базу для общения. Итак, чтобы никто, стоящий выше в культурном и умственном развитии не мог нарушить комфорта общения в буржуазно-иждивенческой по преимуществу среде, вместо солидарной морали развивает солидарный аморализм, цинизм. «Моралфагов» начинают травить, всё заполоняют нарочито циничные обращения и обороты речи типа «лосанов», «мамку е**л», «да всем по**уй» и т.п. Пожалуй, нет такой вещи, которая бы избежала осмеяния, поругания и извращённого интереса. Всё оскверняется и опошляется.

Функциональное разложение, безволие

Социальные сети несут и иное, потенциальное, влияние. Как и всякий вид деятельности участие в соц.сети втягивает человека в свою логику процесса. Это значит, что начав действие, человек переходит к следующему в рамках системы связей, системы мотиваций, «ценностей» первого действия. Так, человек, начав встречаться, хочет секса, затем хочет обеспечить семью, берёт ипотеку, и должен уже непрестанно перерабатывать, чтобы расплачиваться по счетам. В какой момент логика развития сексуальных отношений вытеснила его прежнее я, порождённое логикой какого-то другого процесса? Или же, начав смотреть сериал, человек смотрит одну серию, но будучи вовлечён в переживания относительно событий первой серии, смотрит вторую, третью и т.д. Аналогично, начав мыть посуду и вымыв пару тарелок, можно не удержаться и вымыть остальное. Т.е. человек, приступая к какому-то роду занятий, всегда «рискует» «застрять» и посветить этому занятию больше времени, чем рассчитывал изначально, иногда всю жизнь.

Так вот, социальные сети, поскольку воспроизводят общественные связи человека, дают возможность времяпрепровождения в виде просмотра фильмов, прослушивания музыки, могут весьма серьёзно втягивать человека в свою логику процесса. Т.о. зайдя посмотреть, не пришло ожидаемое сообщение, можно завязнуть за монитором на несколько часов, просматривая ленту новостей, посещая кажущиеся интересными группы. Причём сложность ситуации в том, что бесполезность траты времени не столь очевидна, как при игре на компьютере, именно постольку, поскольку эта среда позволяет общаться и вести культурную жизнь. В тоже время, пребывание в социальной сети, если оно целенаправленное, действительно может быть куда полезнее игры. Т.о. сложно различить, когда просиживание в ВК полезно, а когда это просто безвольное подчинение его логике. Причём, социальные отношения в соц.сети, обещания полученные и данные стоят куда меньше того же IRL и ввиду большего отчуждения и ввиду меньшей обязательности обещаний через соц.сеть. Вырваться из логики движения по соц.сети сложно ещё и от того, что каждая сеть стремится сделать все свои функции наиболее привлекательными и агрессивно завладевающими вниманием. Зайдя посмотреть, что делается в коммунистической группе, ты подвергаешься «атаке» значков о сообщениях, приглашениях в другие группы, новых ответах и т.д. Т.е. среда так устроена, что она своим интерфейсом усиленно втягивает тебя в свой процесс. Зайти на сайт организации и почитать новости намного безопаснее с т.з. овладения тобой внешнего процесса, нежели аналогичное действие относительно ВК группы.


Спрашивается, зачем тогда туда вообще соваться? Зачем революционным активистам заранее столь неблагоприятная и разлагающая среда.

Во-первых, соц.сети – это такой инструмент общения, который уже вряд ли когда-либо будет отброшен. Соответственно нельзя его игнорировать.

Во-вторых, это инструмент организации в рамках коммуникации. Массовые протестные акции 11-12 годов во многом были организованы через социальные сети. Сети, с одной стороны, обеспечили мобилизацию, но с другой стороны, привели к атомизации, отчуждённости внутри протестного движения.

В-третьих, сети – потенциальный инструмент для самоуправления общества.

РПБчан

И многие работают на ниве сетей. Левые группы вряд ли превышают десятки тысяч человек (относительно левые сотни тысяч) ВКонтакте. При этом, на лицо очевидное перерождение части из них ввиду следования логике ВК и формирования в его среде. Как наиболее яркий пример рассмотрим РПБ, ныне РПБчан. Группа начинала как очередная ВКонтакт коммунистическая организация на несколько десятков подписчиков. Правда, её отличали живость, креативность и относительная левизна, граничащая с революционностью. Группа росла и развивалась, переживала склоки. Так однажды, вошедшие в неё сталинисты, устроили переворот и захватили руководство. Затем этот переворот был подавлен, и группа, пройдя через троцкизм, пришла почти к ленинизму средней глубины понимания. К нашей большой радости группа занимала в целом верную позицию и по интернационализму и по отношению к российскому империализму, и, видимо, по пролетариату. Но внезапно после некоторой заминки группа полностью сменила формат. Из пропагандистской коммунистической группы она стала тролль-коммунистической группой, косящей под имедж борду в наиболее циничной ипостаси.

Как такое вышло? Видимо, благодаря полному отрыву от практической работы, от связи с реальностью, коммунистические идеи, которые, видимо, искренне разделяет большинство админов, стали выражаться в свойственных внутренней логике ВКонтакта формах. Кроме того, видимо, постепенно сформировалась критическая масса из проникнутых духом разложения админов. Админов, чьи убеждения, скорее всего, и формировались во ВКонтакт среде, стало большинство (чего стоит факт, что ещё в период РПБ 2 из 5 админов были открытыми брони).

Конечно, это наиболее ясный и острый пример. В большинстве случаев всё сводится к примитивизации форм, как во всяких проимперских «Красных путях», «СССР 2.0» или порнотизации, как в «Типичном большевике».

Историчность

То, что сегодня социальные сети имеют столько негативных черт в первую очередь связано с эпохой реставрации капитализма. Сегодня труд, развитие, прогресс мало интересуют людей. Личностный рост отвергнут не потому, что в ВК царит цинизм, наоборот, в ВК царит цинизм, потому что в имперской стране в период реставрации капитализма личное развитие мало что определяет, а определяют  родственные связи и умение нажиться на другом. Именно поэтому социальные сети стали пристанищем для иждивенцев, паразитов и буржуа. Именно поэтому интерфейс и их устройств заточено не под развитие и решение задач, а под досуг и непринужденное, безответственное и непродуктивное общение.

Практические выводы

Ослабление классовых границ в социальных сетях должно вести к двум результатам: во-первых, усилению классовой идеологической, политической и «стёбной» борьбы (из-за более тесного соприкосновения классов), а во-вторых, увеличению распространённости, глубины проникновения буржуазной идеологии в массы в отсутствии подъёма классовой борьбы.

Таким образом, число сторонников пролетарской революции может относительно сокращаться, но концентрация и напряжённость их борьбы может расти. Одновременно социальные сети дают возможность меньшему числу людей оказать решающее воздействие на сознание масс в кризисный период. Это возможно именно за счёт ускорения общения, а значит за счёт большей скорости распространения контента соответствующего настроениям, потребностям момента. Вспомним, как пару лет назад всё кишело постами про партию жуликов и воров, белоленточное движение, а сейчас всё пестрит «Новороссией» «Стрелковым» Путиным и т.п.

При этом, нужно понимать, что буржуазное государство будет отсекать и без того урезанные прогрессивные свойства соц.сетей. Уже сейчас Роспотребнадзор закрывает группы, вредные российскому государству, а полиция проводит обыски и сажает за репосты. Вспомним, как на волне демократического подъёма 2011 года было введено ограничение на приглашение незнакомых пользователей в группы, затем число приглашаемых в день было урезано до 40 человек. Т.е., как раз в кризис власти, государство урежет опасные для него функции, или вообще отключит соц.сети. Так, например, во время последнего восстания в Британии, полиция рассматривала возможность временного отключения Твиттера и Блакбери. Т.о. нужно быть заранее готовым к кризису власти, в т.ч. сетевыми средствами, понимая, что некоторые сети могут быть отключены.

Но прежде всего нужно оградить деятельность от следования внутренней логике соц.сетей. Выше мы уже достаточно написали, к чему ведёт внутренняя логика сетей в нынешнем их виде.

Только полный контроль со стороны реальных структур за ВКонтакт (или любой другой сети) представительством может дать эффективное использование данной среды прогрессивными организациями, группами. Одновременно же с этим требуется создание сильного ядра, способного работать в условиях ВК среды по логике этой же среды. Но такое ядро должно полностью подчиняться IRL организации. Логика ВК должна быть подчинена логике реальной полит.деятельности, т.к. среда соц.сетей не может дать приемлемого самодвижения, прогрессивного самодвижения.

Нужны группы координации по социальным проблемам. Нужны группы, распространяющие левый медиаконтент. Нужны группы-представительства для левых сайтов. Нужны агитаторы и пропагандисты в ВК. Но всё это должно быть подчинено интересам практической деятельности в реальной среде. Реальная организация должна диктовать своим представителям в ВК линию поведения, пусть даже эта линия и расходится с логикой оптимальной деятельности в социальных сетях, максимального охвата, лайков, репостов.

Только такая постановка взаимодействия может быть эффективной для развития революционно-пролетарского движения.

НКВД

   
| Суббота, 29. Апреля 2017 || Designed by: LernVid.com |
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval